День мелкой моторики отмечается ежегодно 11 октября. Мелкая моторика включает в себя способность управлять мелкими мышцами кистей и пальцев рук, что оказывает значительное влияние на общее физическое и умственное развитие ребенка.

Цель данного дня – популяризация методов и упражнений, направленных на улучшение координации движений, укрепление мышц рук и пальцев, а также формирование необходимых навыков для дальнейшего обучения.

Воспитатель дошкольного образования Жданович А.А. подготовила материал по данной теме.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста

по средствам природного материала и мячиков Су-джок.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и др.

Наряду с  использованием таких материалов, как вода и песок, одним из отличных игровых материалов по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями могут стать крупы. Знакомясь с различными сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений и развивает мелкую моторику.

Игры с сыпучими материалами приносят детям большую пользу. Здесь нужно лишь внимательно следить за ребенком во время этих занятий, так как первое время он, скорее всего, будет тянуть все в рот и разбрасывать крупу. Специалисты утверждают, что игры с крупами способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики, восприятия, внимания, речи, воображения.

Для таких игр подойдут различные виды круп (гречка, рис, нут, горох, манка, фасоль, чечевица и т.д.), а также макароны разной формы. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений. Занятия с детьми удобно проводить за столом, но можно и на ковре. Для игр с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями можно использовать поднос и пластиковые лоточки. В дополнение к крупам можно запастись различными мелкими предметами, которые будут особенно интересны ребенку или будут соответствовать теме занятия: орехи, шишки, желуди, камушки, игрушки от киндера, ракушки.

Инструменты для игры с крупами могут быть различными. В своей работе я использую стаканчики, миски, бутылки; совок, ложки, воронку, пластиковый пинцет, игрушечную посуду и т.д.

Большинству детей нравится играть с различными крупами. Даю ребенку пощупать крупу, показываю ему пример, как можно с ней играть:

— перекладывать из емкости в емкость (пинцетом, рукой или ложкой);

— прятать и искать в крупе клад;

— бросать в отверстия;

— просеивать;

— выкладывать дорожки.

Крупы могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для детей. Возьмите крупный прозрачный контейнер и наполните его крупами разной формы, размера и цвета, добавьте немного мелких игрушек. Ребенок с радостью будет перебирать крупу, тем самым развивая мелкую моторику. Чтобы зерна не высыпались во время игры, проделайте в крышке контейнера отверстия для рук и закройте ее.

Самым популярным наполнением сенсорных коробок является рис. А цветной рис вызывает у детей особый восторг и интерес. Чтобы покрасить рис, нужно высыпать его в пакет, добавьте туда 8-10 капель пищевого красителя и 1 ст. ложку спирта (для закрепления цвета). Далее необходимо завязать пакет и хорошенько встряхнуть, чтобы рис равномерно окрасился. Потом нужно развязать пакет и дать рису просохнуть. Уже через полчаса получается замечательный сенсорный материал.

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека).

Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров. Один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Приемы работы с Су-джок массажерами самые разнообразные. Упражнения, выполняемые с массажными шариками:

—        удержание на расправленной ладони каждой руки;

—        удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;

—        сжимание и разжимание шарика в кулаке;

—        надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки; —        надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

—        удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

—        прокатывание шарика между ладонями;

—        перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

—        подбрасывание шарика с последующим сжатием.

Ниже хочу привести примеры игр с массажным мячом Су-Джок.

«Поиграем»

Мячик сильно посжимаю,

И ладошку поменяю.

(Сжимать мячик правой рукой, затем левой.)

«Ёжик»

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки.

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке.

Фыркнул ёжик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки, съедят меня волки. (катать су-джок между ладонями)

«Снежок»

Раз — два — три — четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

Но совсем-совсем не сладкий.

«Мяч»

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну. (выполнять действия, в соответствии с текстом)

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде (перекидывать шарик из руки в руку) То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (сжимать, разжимать шарик в кулачке)

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата, Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок! (катать шарик на ладошке)

 

«Веселый мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом)

«Ёжик»

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)

 «Веселый счет»

«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шарики)

«В огороде и в саду»

В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)

Фрукты, овощи найду,

Там картофель, апельсины (соединение мизинцев)

Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев).

Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)

И у всех отличный вкус! (пальцы в «замке» — сжимание массажного мяча).