День мелкой моторики отмечается ежегодно 11 октября. Мелкая моторика включает в себя способность управлять мелкими мышцами кистей и пальцев рук, что оказывает значительное влияние на общее физическое и умственное развитие ребенка.
Цель данного дня – популяризация методов и упражнений, направленных на улучшение координации движений, укрепление мышц рук и пальцев, а также формирование необходимых навыков для дальнейшего обучения.
Воспитатель дошкольного образования Жданович А.А. подготовила материал по данной теме.
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
по средствам природного материала и мячиков Су-джок.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и др.
Наряду с использованием таких материалов, как вода и песок, одним из отличных игровых материалов по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями могут стать крупы. Знакомясь с различными сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений и развивает мелкую моторику.
Игры с сыпучими материалами приносят детям большую пользу. Здесь нужно лишь внимательно следить за ребенком во время этих занятий, так как первое время он, скорее всего, будет тянуть все в рот и разбрасывать крупу. Специалисты утверждают, что игры с крупами способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики, восприятия, внимания, речи, воображения.
Для таких игр подойдут различные виды круп (гречка, рис, нут, горох, манка, фасоль, чечевица и т.д.), а также макароны разной формы. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений. Занятия с детьми удобно проводить за столом, но можно и на ковре. Для игр с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями можно использовать поднос и пластиковые лоточки. В дополнение к крупам можно запастись различными мелкими предметами, которые будут особенно интересны ребенку или будут соответствовать теме занятия: орехи, шишки, желуди, камушки, игрушки от киндера, ракушки.
Инструменты для игры с крупами могут быть различными. В своей работе я использую стаканчики, миски, бутылки; совок, ложки, воронку, пластиковый пинцет, игрушечную посуду и т.д.
Большинству детей нравится играть с различными крупами. Даю ребенку пощупать крупу, показываю ему пример, как можно с ней играть:
— перекладывать из емкости в емкость (пинцетом, рукой или ложкой);
— прятать и искать в крупе клад;
— бросать в отверстия;
— просеивать;
— выкладывать дорожки.
Крупы могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для детей. Возьмите крупный прозрачный контейнер и наполните его крупами разной формы, размера и цвета, добавьте немного мелких игрушек. Ребенок с радостью будет перебирать крупу, тем самым развивая мелкую моторику. Чтобы зерна не высыпались во время игры, проделайте в крышке контейнера отверстия для рук и закройте ее.
Самым популярным наполнением сенсорных коробок является рис. А цветной рис вызывает у детей особый восторг и интерес. Чтобы покрасить рис, нужно высыпать его в пакет, добавьте туда 8-10 капель пищевого красителя и 1 ст. ложку спирта (для закрепления цвета). Далее необходимо завязать пакет и хорошенько встряхнуть, чтобы рис равномерно окрасился. Потом нужно развязать пакет и дать рису просохнуть. Уже через полчаса получается замечательный сенсорный материал.
Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека).
Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров. Один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Приемы работы с Су-джок массажерами самые разнообразные. Упражнения, выполняемые с массажными шариками:
— удержание на расправленной ладони каждой руки;
— удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;
— сжимание и разжимание шарика в кулаке;
— надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки; — надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;
— удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);
— прокатывание шарика между ладонями;
— перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;
— подбрасывание шарика с последующим сжатием.
Ниже хочу привести примеры игр с массажным мячом Су-Джок.
«Поиграем»
Мячик сильно посжимаю,
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой.)
«Ёжик»
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки.
Нужно бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки шалуну-зайчишке.
Фыркнул ёжик, отойдите, не просите, не спешите,
Если отдам иголки, съедят меня волки. (катать су-джок между ладонями)
«Снежок»
Раз — два — три — четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Но совсем-совсем не сладкий.
«Мяч»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну. (выполнять действия, в соответствии с текстом)
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде (перекидывать шарик из руки в руку) То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (сжимать, разжимать шарик в кулачке)
«На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата, Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (катать шарик на ладошке)
«Веселый мячик»
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом)
«Ёжик»
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)
«Веселый счет»
«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шарики)
«В огороде и в саду»
В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)
Фрукты, овощи найду,
Там картофель, апельсины (соединение мизинцев)
Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев).
Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)
И у всех отличный вкус! (пальцы в «замке» — сжимание массажного мяча).