ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦКРОиР
В государственном учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района» создана психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития.
Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико- педагогического обследования. Для проведения психолого-медико- педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК).
В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого- педагогической классификацией путем:
— изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
— выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
— определения соответствия (или несоответствие) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
— оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
— определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.
В рамках диагностической деятельности ЦКРОиР с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. По результатам проведенного обследования оформляется заключение ЦКРОиР на каждого обучающегося, нуждающегося в коррекционно- педагогической помощи, которое направляется в учреждение дошкольного образования и (или) в учреждение общего среднего образования.
ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК ЯВЛЯЕТСЯ:
- Комплексное обследование детей разными специалистами (психологом, дефектологом, детским неврологом, психиатром).
- Определение программы помощи детям с учётом медицинского диагноза и возможностей каждого ребёнка.
ПОКАЗАНИЯ К ДИАГНОСТИКЕ НА ПМПК:
- отставание в развитии;
- речевые нарушения (отсутствие речи, непонимание речи окружающих);
- нарушение слуха и зрения;
- трудности в усвоении программы общего среднего образования;
- отклонения в поведении (странности в поведении).
СОСТАВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ:
- Козловская Л.Н., директор ЦКРОиР, председатель комиссии.
- Жданюк М.Г., учитель-логопед.
- Золова Н.И., логопед.
- Кохановская И.К., олигофренопедагог.
- Ковалёнок Л.В., врач-невролог детский.
- Матяшова Н.А., учитель-дефектолог.
- Млыновская Е.И., олигофренопедагог.
- Неделевская О.Н., олигофренопедагог.
- Юшковская Т.В., педагог-психолог.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА ПМПК:
- Не входить без приглашения в кабинет диагностики;
- Не приносить на обследование никаких посторонних, отвлекающих ребёнка предметов;
- Поддерживать спокойную и доброжелательную обстановку во время обследования;
- Не вмешиваться в процесс обследования.
Время проведения ПМПК с 01.09.2024 по 28.02.2025 — каждая пятница на базе ЦКРОиР с 14.00 до 17.00.
Время проведения ПМПК с 01.03.2025 по 31.05.2025 – согласно графику, составленному на основании запросов учреждений образования на базе ЦКРОиР, учреждений образования (на основании ходатайств руководителей учреждений образования), на дому (в случаях, если ребенок по состоянию здоровья не может прибыть на заседание комиссии в ЦКРОиР или это ребенок раннего возраста в соответствии с запросом родителей, законных представителей детей с особенностями психофизического развития).
Время проведения ПМПК с 01.06.2025 по 31.08.2025 на базе ЦКРОиР по запросам законных представителей — каждая пятница на базе ЦКРОиР с 14.00 до 17.00.
Психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится:
- По предварительной записи (тел. для записи — 73780);
- Только в присутствии законного представителя ребёнка либо лица его заменяющего, с подтверждающими документами, заверенными нотариально;
- При наличии полного пакета документов на ребёнка:
— справка учреждения здравоохранения об отсутствии либо наличии у ребёнка психического нарушения;
— педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок (данные о ребенке, продолжительность его обучения в учреждении образования, анализ развития познавательной сферы, мероприятия, проведенные в целях повышения интеллектуального уровня ребенка и его личностного роста, индивидуальная помощь), подписанная психологом, учителем и заверенная руководителем учреждения образования;
— тетради с работами по языкам и математике;
— работы детей-дошкольников по изобразительной деятельности.
Обследование детей с особенностями психофизического развития проводится:
— при переводе ребенка, оставшегося без попечения родителей, из учреждения здравоохранения в учреждение образования;
— в случае необходимости определения учебной программы для обучения детей, находящихся в условиях учреждения социального обслуживания.
Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол, который оформляется по установленной законодательством форме.
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического нарушения и рекомендации об организации образовательного процесса или коррекционной помощи ребенку с особенностями психофизического развития по форме, установленной законодательством.
На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя ребёнка с рекомендациями об обучении и воспитании ребёнка с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования. Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись — и членами комиссии.
Законный представитель должен понимать всю ответственность своего отказа от рекомендуемой программы, которая определена комиссией в соответствии с возможностями ребёнка и является для него наиболее адекватной.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке:
— при переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в группу/класс интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного/общего среднего образования;
— при принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу специального образования или учебную программу общего среднего образования.
Данные о ребёнке с особенностями психофизического развития заносятся в районный банк данных о детях с ОПФР.
ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИМЕЮТ ПРАВО:
- получать полную и достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребёнка;
- присутствовать при проведении психолого-медико- педагогического обследования ребёнка;
- обсуждать результаты обследования;
- выбирать учреждение образования, форму получения специального образования с учётом рекомендаций районной комиссии;
- получать консультации по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.