Реализованные проекты

Гуманитарный проект

«Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особенностями развития в дошкольных учреждениях и начальной школе»

Срок реализации проекта: 1 февраля 2019 – 31 декабря 2019.

     Цель проекта: создание рабочей модели инклюзии детей раннего возраста с особенностями развития в общеобразовательные дошкольные учреждения и начальную школу. Это достигается через снятие барьеров для интеграции, которые возникают из-за: 1) отсутствия в учреждениях общего образования обучающей среды, соответствующей потребностям детей с особенностями развития; 2) недостаточной подготовки воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы для работы с детьми, имеющими спектр различных нарушений развития и трудностей в обучении. Для этого были запланированы следующие мероприятия:

  1. базовые тренинги для воспитателей, учителей и других специалистов системы образования, родителей на базе ЦКРОиР Ошмянского района;
  2. создание адаптированной образовательной среды в дошкольном учреждении и в начальной школе г.Ошмяны.

Текущий мониторинг проекта позволит анализировать и, при необходимости, усовершенствовать его методологию уже на этапе осуществления проектной деятельности. Анализ эмпирических данных и результатов наблюдений определит базовую линию для последующего расширения проекта в республике и, возможно, за ее пределами. Обучающие и тренинговые материалы, а также программа тренингового курса будут представлены на национальном уровне.

         Задачи проекта:

1. Оценка специалистами ЦКРОиР Ошмянского района потребностей детей дошкольного и раннего школьного возраста, имеющих нарушения развития, в Ошмянском районе. Последующая разработка подготовленными специалистами ЦКРОиР и МОО «Волюнтас» тренинговых программ для педагогов и адаптация образовательной среды для создания возможности инклюзии этих детей в общеобразовательные учреждения.

2.  Тренинги и ориентация подготовленными специалистами ЦКРОиР и МОО «Волюнтас»:

  • для персонала дошкольных учреждений и начальных классов по месту проживания обучающихся;
  • для родителей обучающихся ЦКРОиР Ошмянского района, я/с №3 г.Ошмяны и СШ №3 г.Ошмяны дошкольного и раннего школьного возраста, имеющих нарушения развития, в Ошмянском районе, которые потенциально могут быть интегрированы в общеобразовательные учреждения;
  • на родительских собраниях для законных представителей обучающихся без особенностей развития, которые обучаются (или будут обучаться) в группах и классах вместе с детьми с нарушениями развития.

3. Создание инклюзивной образовательной среды в группе Государственного учреждения образования “Ясли-сад №3 г. Ошмяны” и в классе Государственного учреждения образования “Средняя школа №3 г. Ошмяны”, образовательной среды в классе Государственного учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района».

4. Распространение информации в местном сообществе.

5. Разработка и распространение тренинговых материалов для специалистов и пособий для родителей специалистами ЦКРОиР совместно со специалистами МОО «Волюнтас».

          Обоснование проекта. Каждый ребенок имеет право на образование, соответствующее его/ее потребностям и способностям. 

Ограниченные возможности общеобразовательных учреждений удовлетворить потребности детей с нарушениями развития могут привести к фактической изоляции вместо инклюзии. Это является результатом 1) недостаточной адаптации образовательной среды к особым потребностям детей и 2) недостаточной подготовкой специалистов дошкольных учреждений и начальной школы к работе с детьми с нарушениями развития. Последствием этих факторов является ограничение будущих образовательных и профессиональных возможностей для таких детей.

Данный проект предлагает путь решения этих проблем через создание рабочей модели организации соответствующей образовательной среды для детей с нарушениями развития в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Эта модель также предполагает подготовку воспитателей и учителей “первой линии” начального образования для работы с особенными детьми. Такой подход дает более широкие возможности для инклюзии. Включение детей с особыми потребностями  в раннем возрасте в адаптированную общеобразовательную среду с подготовленным персоналом обеспечивает лучшие возможности для развития ребенка. Это экономичная и легко реплицируемая  модель, которая может быть использована повсеместно.

Вместе с детьми в данном проекте предусмотрено участие 134 учителей, 29 учителей-дефектологов и 20 психологов учреждений образования Ошмянского района. Адаптация образовательной среды для детей с нарушениями развития  осуществлена в учреждении дошкольного образования (ясли-сад №3 г.ошмяны) и в начальных классах в учреждении общего среднего образования (СШ №3 г. Ошмяны). Прямыми бенефициарами проекта являются дети, их родители и специалисты системы образования. Дети без нарушений развития также должны получить пользу от инклюзии, которая поддерживает многообразие и дает возможность научиться помогать особым детям в своей группе или в своем классе.

        Устойчивость проекта. Устойчивость проекта обеспечивается посредством внедрения и инкорпорирования модели в существующие службы в районных учреждениях образования, находящиеся на балансе местных органов власти, обученностью персонала этих служб для выполнения проекта и продолжения деятельности после его завершения. В дальнейшем будет осуществляться обучение специалистов местных учреждений образования силами персонала центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района, а подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы — на соответствующих факультетах государственных университетов. Местные власти согласны продолжать и поддерживать проект. По завершении пилотного внедрения теории и практики проектной деятельности местные органы власти должны поддерживать его продолжение, используя внутренние ресурсы для применения апробированных более эффективных практик.

Мероприятия в рамках реализации проекта

В рамках реализации гуманитарного проекта “Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особенностями развития в дошкольных учреждениях и начальной школе” создана инклюзивная образовательная среда в группе Государственного учреждения образования “Ясли-сад №3 г. Ошмяны”, в классе Государственного учреждения образования “Средняя школа №3 г.Ошмяны”, а также в классе Государственного учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района».

Для педагогов и родителей проведены семинары:

1. Семинар-тренинг для родителей “Психолого-педагогические особенности детей с аутистическими нарушениями” (16.05.2019г., ЦКРОиР Ошмянского района).

2. Семинар-тренинг для педагогов “Создание коррекционно-развивающей среды в условиях образовательного учреждения для детей с расстройствами аутистического спектра” (29.05.2019г., ЦКРОиР Ошмянского района).

3. Круглый стол для родителей “Психолого-педагогические и сенсорные особенности детей с аутизмом” (30.10.2019г., средняя школа №3 г.Ошмяны, 16.12.2019г., ясли-сад №3 г.Ошмяны).

Гуманитарный проект

«Детская игровая площадка нашей мечты»

Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района»

Цель проекта: создание условий для безопасного пребывания детей-инвалидов на свежем воздухе, укрепление их здоровья; организация семейного досуга семей воспитанников ЦКРОиР.

Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:

  • создание специально оборудованной игровой площадки на свежем воздухе для детей-инвалидов, способствующей физической реабилитации и укреплению их здоровья;
  • создание условий для совместной досуговой деятельности семей воспитанников ЦКРОиР.

Рабочий план реализации проекта

Перечень мероприятий, запланированных для реализации проекта:

  1. Приобретение материала для ограждения (забор), ограждение площадки.
  2. Приобретение строительного материла (цемента, тротуарной плитки) для оборудования дорожек для детей, в том числе для инвалидов-колясочников.
  3. Приобретение и установка пандусов и поручней.
  4. Приобретение надворного игрового оборудования с учётом потребностей детей с инвалидностью, установка оборудования.
  5. Проведение прогулок, игр на свежем воздухе.
  6. Проведение на свежем воздухе совместных интегрированных праздников и мероприятий по развитию двигательной активности и мобильности у детей

Сроки проведения указанных мероприятий:

май 2022 – август 2023 года

Источники финансирования: бюджетные средства и средства акционерного общества «Атомстройэкспорт».